ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

30 марта 2018 г. № 15

Об определении порядка проведения проверки способностей в области отдельных видов искусства при приеме для получения базового образования в гимназиях – колледжах искусств

На основании абзаца третьего подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 30 «О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них» Министерство культуры Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Установить, что:

1.1. при поступлении в V класс и на свободные места в VI–IX классы для получения базового образования в гимназиях – колледжах искусств проводится проверка способностей в области одного из видов искусства:

музыкально-хорового;

музыкально-инструментального;

изобразительного;

хореографического;

театрального;

1.2. сроки проведения проверки способностей в области отдельных видов искусства при приеме лиц в V класс и на свободные места в VI–IX классы для получения базового образования в гимназиях – колледжах искусств определяются гимназиями – колледжами искусств по согласованию с учредителем и доводятся до лиц, изъявивших желание принять участие в конкурсе, до 10 апреля года приема путем размещения соответствующей информации на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет и (или) на информационном стенде гимназий – колледжей искусств;

1.3. проведение проверки способностей в области отдельных видов искусства осуществляется поэтапно в соответствии с программами проверки способностей в области отдельных видов искусства гимназии – колледжа искусств (далее – программы проверки способностей), разработанными экзаменационной комиссией гимназии – колледжа искусств на основании типовых программ проверки способностей в области отдельных видов искусства при приеме лиц в V класс и на свободные места в VI–IX классы для получения базового образования в гимназиях – колледжах искусств согласно приложению (далее – типовые программы проверки способностей);

1.4. при разработке программы проверки способностей может меняться очередность проведения этапов проверки способностей для получения базового образования при поступлении в гимназию – колледж искусств (кроме проверки способностей в области хореографического искусства), устанавливаться период проверки способностей в области отдельных видов искусства в зависимости от времени, необходимого на их выполнение (в течение одного либо нескольких дней). Количество, название этапов и содержание программ проверки способностей должно соответствовать типовым программам проверки способностей;

1.5. экзаменационными комиссиями гимназий – колледжей искусств на основании учебных программ учебных предметов, содержание которых направлено на проверку способностей в области отдельных видов искусства соответствующего класса, разрабатываются и включаются в программы проверки способностей:

задания этапов проверки способностей в области отдельных видов искусства при приеме лиц в V класс и на свободные места в VI–IX классы для получения базового образования в гимназиях – колледжах искусств (далее – задания);

содержание заданий при проведении проверки способностей в области отдельных видов искусства при приеме лиц в V класс и на свободные места в VI–IX классы для получения базового образования в гимназии – колледже искусств (далее – содержание заданий);

1.6. программы проверки способностей в области отдельных видов искусства гимназии – колледжа искусств утверждаются руководителем гимназии – колледжа искусств по согласованию с учредителем и до 10 апреля года приема размещаются на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет и (или) на информационном стенде гимназии – колледжа искусств;

1.7. содержание заданий по сольфеджио в области музыкально-хорового, музыкально-инструментального искусств, тем заданий по композиции в области изобразительного искусства, заданий, предусматривающих исполнение этюда на заданную тему, в области театрального искусства доводится до сведения лиц, принимающих участие в конкурсе, непосредственно перед началом (во время) проведения проверки способностей. Пакет с содержанием заданий открывается членом экзаменационной комиссии в присутствии лиц, которые проходят проверку способностей в области соответствующего вида искусства;

1.8. на выполнение заданий отводится время:

в области музыкально-хорового и музыкально-инструментального искусств:

по сольфеджио – до 30 минут;

на исполнение программы на музыкальном инструменте – до 15 минут;

на исполнение вокального произведения – до 10 минут;

в области изобразительного искусства:

на выполнение каждого из заданий по рисунку, живописи (скульптуре), композиции – по 90 минут;

в области хореографического искусства:

на исполнение хореографической миниатюры, включающей элементы классического и (или) народного танца, либо импровизации – до 45 минут;

в области театрального искусства:

на исполнение стихотворного произведения, этюда на заданную тему, хореографической миниатюры – до 30 минут;

1.9. после выполнения каждого из заданий может быть предусмотрен перерыв:

при проведении проверки способностей в области музыкально-хорового и музыкально-инструментального искусств – до 15 минут;

при проведении проверки способностей в области театрального искусства – до 10 минут;

при проведении проверки способностей в области изобразительного искусства – не менее 10 минут после 45 минут выполнения задания;

1.10. оценка уровня способностей лиц, изъявивших желание принять участие в конкурсе, на каждом этапе проверки способностей в области отдельных видов искусства осуществляется с применением системы оценки в баллах.

При проведении первого этапа проверки способностей в области хореографического искусства (предварительный просмотр) осуществляется словесно-содержательная оценка. Ко второму этапу проверки способностей допускаются лица, получившие положительную оценку в первом этапе.

Оценки в баллах, полученные лицами, принимающими участие в конкурсе, по результатам проверки способностей в области отдельных видов искусства объявляются в день проведения каждого этапа проверки способностей.

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Министр

Ю.П.Бондарь

 

СОГЛАСОВАНО

Министр образования
Республики Беларусь

И.В.Карпенко

29.03.2018

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Минского городского
исполнительного комитета

А.В.Шорец

02.04.2018

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Минского областного
исполнительного комитета

А.М.Исаченко

30.03.2018

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Могилевского областного
исполнительного комитета

В.В.Доманевский

02.04.2018

 

 

Приложение

к постановлению
Министерства культуры
Республики Беларусь
30.03.2018 № 15

Типовые программы проверки способностей в области отдельных видов искусства при приеме лиц в V класс и на свободные места в VI–IX классы для получения базового образования в гимназиях – колледжах искусств

МУЗЫКАЛЬНО-ХОРОВОЕ ИСКУССТВО

 

Проверка способностей состоит из 3 этапов:

I этап. Сольфеджио.

II этап. Исполнение программы на музыкальном инструменте (фортепиано).

III этап. Исполнение вокального произведения.

Содержание программы:

I этап. Сольфеджио.

Необходимо выполнить:

написать музыкальный одноголосный диктант;

построить и спеть: звукоряды, интервалы, аккорды в ладу; простые интервалы от звука вверх и вниз;

определить на слух: простые интервалы и аккорды вне лада;

прочитать с листа: просольфеджировать в различных тональностях и размерах.

II этап. Исполнение программы на музыкальном инструменте (фортепиано).

Необходимо исполнить:

полифоническое произведение и (или) произведение крупной формы;

пьесу и (или) этюд.

III этап. Исполнение вокального произведения.

Необходимо исполнить: вокальное произведение.

 

МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

 

Проверка способностей состоит из 2 этапов:

I этап. Исполнение программы на музыкальном инструменте.

II этап. Сольфеджио.

I этап. Исполнение программы на музыкальном инструменте.

Содержание программы:

 

Фортепиано

 

Необходимо исполнить:

полифоническое произведение;

произведение крупной формы;

пьесу;

этюд.

 

Оркестровые инструменты

 

Струнные смычковые инструменты

 

Необходимо исполнить:

гаммы (мажорные и минорные);

этюд (на любой вид техники);

произведение крупной формы.

 

Духовые и ударные инструменты

 

Необходимо исполнить: два разнохарактерных произведения.

 

Инструменты народного оркестра

 

Необходимо исполнить:

произведение крупной формы;

пьесу кантиленного характера;

виртуозное произведение.

II этап. Сольфеджио.

Необходимо выполнить:

написать музыкальный одноголосный диктант;

построить и спеть: звукоряды, интервалы, аккорды в ладу; простые интервалы от звука вверх и вниз;

определить на слух: простые интервалы и аккорды вне лада;

прочитать с листа: просольфеджировать в различных тональностях и размерах.

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

 

Живопись

 

Проверка способностей состоит из 3 этапов:

I этап. Композиция.

II этап. Живопись.

III этап. Рисунок.

Содержание программы:

I этап. Рисунок.

Необходимо выполнить: натюрморт из двух-трех простых предметов.

Материал: карандаш, бумага формата А3.

II этап. Живопись.

Необходимо выполнить: натюрморт из двух-трех простых предметов.

Материал: акварель, гуашь, бумага формата А3.

III этап. Композиция.

Необходимо выполнить: композицию на заданную тему.

Материал: карандаш, акварель, гуашь, бумага формата А3.

 

Скульптура

 

Проверка способностей состоит из 3 этапов:

I этап. Рисунок.

II этап. Скульптура.

III этап. Композиция.

Содержание программы:

I этап. Рисунок.

Необходимо выполнить: натюрморт с натуры из двух-трех простых предметов.

Материал: карандаш, бумага формата А3.

II этап. Скульптура.

Необходимо выполнить: геометрический предмет с натуры (в технике круглой скульптуры).

Материал: глина, размер в натуральную величину.

III этап. Композиция.

Необходимо выполнить: композицию на заданную тему.

Материал: пластилин, глина, высота до 20 см. 

 

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

 

Проверка способностей состоит из 2 этапов:

I этап. Предварительный просмотр.

II этап. Исполнение хореографической миниатюры.

Содержание программы:

I этап. Предварительный просмотр.

Предусматривает: проверку профессиональных физических данных.

II этап. Исполнение хореографической миниатюры.

Необходимо исполнить: хореографическую миниатюру, включающую элементы классического и (или) народного танца, либо импровизацию.

 

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

 

Проверка способностей состоит из 3 этапов:

I этап. Исполнение стихотворного произведения.

II этап. Исполнение этюда.

III этап. Исполнение хореографической миниатюры.

Содержание программы:

I этап. Исполнение стихотворного произведения.

Необходимо исполнить: стихотворение, басню (на русском или белорусском языке).

II этап. Исполнение этюда.

Необходимо исполнить: сочинение и воспроизведение этюда на заданную тему.

III этап. Исполнение хореографической миниатюры.

Необходимо исполнить: небольшую хореографическую миниатюру.

 

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры